
Лето – это время отпусков, когда все люди ищут вдохновения и любви. Если любовные вопросы принято решать самому, то вот с вдохновением все гораздо сложнее. Где его искать? И откуда оно берется? О Мельпомене, искусстве и о многом другом føle поговорил с художницей Марией Потапович.
— Как Вы стали художницей? Вы оканчивали какой-либо художественный университет?
— Когда мои родители узнали, что я не прочь пойти учиться «на художника», то приняли единственно верное решение. Они предупредили, что диплом я буду получать однозначно не в художественном ВУЗе. Скорее в инженерном или в медицинском ВУЗе, а вот обучение рисунку и работе с красками я получу отдельно. Удивительным образом оказалось, что друг семьи очень известный художник (на тот момент мне, в силу возраста, было совершенно не интересно, кем работают знакомые взрослые), он и взялся за «развитие моего творческого потенциала» – и спасибо ему огромное за это. Так что основы мастерства мною были получены не в учебных заведениях, а при личном обучении. И я до сих пор продолжаю учиться: это и мастер-классы известных акварелистов (уже несколько лет я отдаю предпочтение именно акварели), и самостоятельные поиски новых приемов и техник…
— Вы не только пишите картины акварелью, но и делаете на заказ блокноты, открытки, шэдоу-боксы. Вы считаете это бизнесом?
— Нет, конечно. В моем случае это скорее развлечение, попытка не увязнуть и не заскучать в творчестве. У меня есть много подруг, которые занимаются «бумажным творчеством на заказ» и зарабатывают на этом. Но это работа изо дня в день, без выходных и праздников (праздничные дни как раз самые горячие для этой сферы). Я же просто получаю удовольствие от периодической смены занятий, ведь как бы не были интересны и многогранны акварель и тушь, но сделать из плоской бумаги объемный шэдоу-бокс, — это же как фокус!
— Вы не только пишите картины акварелью, но и делаете на заказ блокноты, открытки, шэдоу-боксы. Вы считаете это бизнесом?
— Нет, конечно. В моем случае это скорее развлечение, попытка не увязнуть и не заскучать в творчестве. У меня есть много подруг, которые занимаются «бумажным творчеством на заказ» и зарабатывают на этом. Но это работа изо дня в день, без выходных и праздников (праздничные дни как раз самые горячие для этой сферы). Я же просто получаю удовольствие от периодической смены занятий, ведь как бы не были интересны и многогранны акварель и тушь, но сделать из плоской бумаги объемный шэдоу-бокс, — это же как фокус!
— Какова, на Ваш взгляд, роль искусства в современном мире? Очевидно, что современное общество забывает о живописи и поглощено музыкой, фотографией и другими формами искусства.
— Роль искусства никогда, если говорить откровенно, не была в том, чтобы сделать несущего его в массы художника, певца или кого-то еще популярным и известным. Известность сейчас измеряется лайками в Инстаграме и Фейсбуке, раньше — количеством пиров, на которые был приглашен «популярный сосед». Но роли в том никакой нет и предназначения никакого нет, просто «прокачивание» социальной значимости, не более того. Роль же искусства во все времена была одной и той же — делать человека лучше, вселять надежду, обогащать духовно, очищать и нести свет, как бы высокопарно это не звучало.
— Роль искусства никогда, если говорить откровенно, не была в том, чтобы сделать несущего его в массы художника, певца или кого-то еще популярным и известным. Известность сейчас измеряется лайками в Инстаграме и Фейсбуке, раньше — количеством пиров, на которые был приглашен «популярный сосед». Но роли в том никакой нет и предназначения никакого нет, просто «прокачивание» социальной значимости, не более того. Роль же искусства во все времена была одной и той же — делать человека лучше, вселять надежду, обогащать духовно, очищать и нести свет, как бы высокопарно это не звучало.
— У Вас, как и у всех художников, есть стиль. Как долго Вы его искали? Вы помните свою первую картину?
— Стиль? Что значит «как долго я его искала»? Я его продолжаю искать. Не видела ни одного художника, который бы нашел свой стиль и успокоился бы на этом. Любая работа, будь то картина или простой набросок – это всегда новый поиск. Если говорить о том, что я долго не могла «приручить» акварель (долгие годы все акварельные работы шли прямиком в мусор, а графические работы бережно хранились), то мне это удалось (ну, я надеюсь, что удалось) только через 15 лет после первой настоящей попытки. Моя первая акварельная картина (которая, кстати, до сих пор храниться у меня в качестве примера того, «как нельзя рисовать акварелью никогда») была абстракцией в красных тонах. Фото показывать не буду – пусть моя неудача останется еще и моей тайной.

— Стиль? Что значит «как долго я его искала»? Я его продолжаю искать. Не видела ни одного художника, который бы нашел свой стиль и успокоился бы на этом. Любая работа, будь то картина или простой набросок – это всегда новый поиск. Если говорить о том, что я долго не могла «приручить» акварель (долгие годы все акварельные работы шли прямиком в мусор, а графические работы бережно хранились), то мне это удалось (ну, я надеюсь, что удалось) только через 15 лет после первой настоящей попытки. Моя первая акварельная картина (которая, кстати, до сих пор храниться у меня в качестве примера того, «как нельзя рисовать акварелью никогда») была абстракцией в красных тонах. Фото показывать не буду – пусть моя неудача останется еще и моей тайной.

— Какие художники повлияли на Ваше мировоззрение? На каких современных художников/ иллюстраторов стоит обратить внимание?
— Когда речь заходит об ориентирах в акварельном мире, то все сразу же в один голос говорят (и я со всеми солидарна!) о Джозефе Збуквиче, Альваро Кастанеде, Эндре Пеноваке… Это мастера, которые показывают акварель во всем ее великолепии. После просмотра их работ хочется сразу же бежать к бумаге и стараться-стараться-стараться, чтобы создать что-то подобное по силе и красоте. Среди моих знакомых есть авторы, работы которых заставляют меня задуматься о необходимости искать в первую очередь свой «взгляд». Например, Дарья Мартынова (@Littatis) и Ириша Гаврильченко (@onezhka_polesni) – их работы просто переполнены какой-то совершенно чудесной детской чистотой, искренностью, хотя и сделаны твердой профессиональной рукой.
— Что может вдохновить Вас на создание нового художественного образа?— Когда речь заходит об ориентирах в акварельном мире, то все сразу же в один голос говорят (и я со всеми солидарна!) о Джозефе Збуквиче, Альваро Кастанеде, Эндре Пеноваке… Это мастера, которые показывают акварель во всем ее великолепии. После просмотра их работ хочется сразу же бежать к бумаге и стараться-стараться-стараться, чтобы создать что-то подобное по силе и красоте. Среди моих знакомых есть авторы, работы которых заставляют меня задуматься о необходимости искать в первую очередь свой «взгляд». Например, Дарья Мартынова (@Littatis) и Ириша Гаврильченко (@onezhka_polesni) – их работы просто переполнены какой-то совершенно чудесной детской чистотой, искренностью, хотя и сделаны твердой профессиональной рукой.
— На такой вопрос все уважающие себя художники отвечают «все, что угодно»! Но я никогда не знала правильного ответа для себя. Наверное, все-таки существует это загадочное «озарение», потому что ничем иным я не могу объяснить почему, допустим, разлитый кофе одного заставляет взять тряпку и убрать пятно со стола, а другого – взять кисть и сотворить чудесную картину с изображением кофе.
— Говорят, что если хочешь стать писателем, то необходимо писать каждый день. А какой график у художников?
— Каждый художник сам выбирает свой распорядок и режим. Чаще всего это обычные часы работы и отдыха. Интересно другое – как только художники принимают решение «всё, сегодня никаких красок и кистей, сегодня отдыхаем», то в ту же секунду появляется непреодолимая тяга рисовать! Прямо наваждение какое-то! Спросите кого угодно, так всегда и происходит!
— Как Ваш успех повлиял на Вашу жизнь? Вы считаете себя успешным художником?
— Если рассуждать в самых простых категориях, то я удачный художник. Я занимаюсь любимым делом, у меня есть, пусть и небольшой, круг поклонников, есть ученики и выставки, а мои работы хранятся в частных коллекциях во многих странах. Но если говорить о том, о чем Вы спрашивали раньше, я имею в виду «популярность рок-звезды», то, конечно, до уровня Дали мне еще очень и очень далеко!
— Что самое интересное в работе художника?
— Самое интересное, хотя нет, самое крутое – это абсолютное всевластие. Да-да, каждый художник бесконечно могущественен во время работы – ему подвластны все цвета, все образы и все задумки. Он может сотворить целую вселенную или наоборот, каплю воды. Он может все, что только захочет. Не верите? Попробуйте взять в руки кисть, теперь никто не сможет Вас остановить, теперь только от Вас зависит, что появится на бумаге! Правда, классно? Вы чувствуете, что стали источником вдохновения для других людей? Я не могу знать наверняка, вдохновила ли я хоть кого-нибудь. Однако я много общаюсь с людьми, посещавшими мои мастер-классы, и их благодарности и добрые слова заставляют верить, что я занимаюсь своим делом не зря.
— Самое интересное, хотя нет, самое крутое – это абсолютное всевластие. Да-да, каждый художник бесконечно могущественен во время работы – ему подвластны все цвета, все образы и все задумки. Он может сотворить целую вселенную или наоборот, каплю воды. Он может все, что только захочет. Не верите? Попробуйте взять в руки кисть, теперь никто не сможет Вас остановить, теперь только от Вас зависит, что появится на бумаге! Правда, классно? Вы чувствуете, что стали источником вдохновения для других людей? Я не могу знать наверняка, вдохновила ли я хоть кого-нибудь. Однако я много общаюсь с людьми, посещавшими мои мастер-классы, и их благодарности и добрые слова заставляют верить, что я занимаюсь своим делом не зря.
— Как Вы видите Ваше будущее в качестве художника? Выставки? Открытие собственной галереи? О чем мечтаете?
— Стандартное будущее мечтающего человека. Никто не мечтает, например, все бросить и потерять интерес к своему делу. Конечно, хочется и больше выставок, и больше продаж, и больше популярности… Но на самом деле, в ближайших планах пока стоит поиск места для своей студии. Конечно, дом и уголок в нем – это хорошо и даже где-то удобно, но…
— Стандартное будущее мечтающего человека. Никто не мечтает, например, все бросить и потерять интерес к своему делу. Конечно, хочется и больше выставок, и больше продаж, и больше популярности… Но на самом деле, в ближайших планах пока стоит поиск места для своей студии. Конечно, дом и уголок в нем – это хорошо и даже где-то удобно, но…
— Вы проводите мастер-классы. Расскажите о них. Чему учите? Кто приходит, дети или взрослые? Ученики потом присылают их работы?
— Мастер-классы – это способ самому повторить, пройти заново то, что умеешь, и найти что-то новое в «забытом старом». Обычно я обучаю техникам микс-медиа и акварельным техникам. Чаще всего приходят взрослые люди. Почему-то с возрастом потребность в творчестве растет, хотя все кругом утверждают, что более творческих людей, чем дети, не найти. Несколько раз приходили и дети, но это было желание родителей. Конечно, и результат был предсказуем. Многие ученики поддерживают со мной связь. Очень приятно, когда люди, зарядившись творческим импульсом на мастер-классах, разгоняются так, что продолжают расти и развиваться дальше самостоятельно. Многие присылают свои работы, просят совета (критику, не поверите, тоже хотят!), а иногда и просто хвастаются их достижениями – это, я думаю, и есть тот самый «выхлоп», которого ждет любой преподаватель.
— Чего бы Вы хотели пожелать нашим читателям? Поделитесь, пожалуйста, каким-нибудь советом.
— Пожелать я могу только удовлетворения от своей работы. Только принося удовлетворение, работа становится творчеством! А совет… Не слушайте ничьих советов – все, что вам может пригодиться, вы уже давно знаете сами! И удачи!
— Пожелать я могу только удовлетворения от своей работы. Только принося удовлетворение, работа становится творчеством! А совет… Не слушайте ничьих советов – все, что вам может пригодиться, вы уже давно знаете сами! И удачи!
Вела беседу Литвинова Дарья
Комментариев нет:
Отправить комментарий